Категории:

В данной статье вы не найдете информации о сильной позиции в отношениях, когда два неуверенных в себе человека соревнуются за власть, кто кого передоминирует. Или по простому “кто здесь главный”. Это скучно. Предлагаю рассмотреть сильную позицию как способность к особому состоянию с концентрацией уверенности без регалий и статуса, когда вы подобно ледоколу плывете спокойно подминая под себя лед событий. Когда вы идете в ларек за газетой, которая стоит 15 копеек, а в кармане то у вас 1 рубль. Это состояние подобно скале, которая является частью огромной горы. О сильной позиции, которая красной нитью прошивает все сферы вашей жизни. Ваше слово имеет вес, а ваше мнение преисполнено авторитетностью как минимум для вас и этого вполне достаточно.  Вот о какой сильной позиции пойдет речь в данной статье.

И такой стиль поведения зависит, прежде всего, от внутренних установок человека.

Глава 1 Первая слагаемая уверенности – предназначение

Вам не нужно искать свое предназначение, вы уже его реализуете.И вот почему.Для начала определимся с отношением к предназначению. Реализация своего предназначения дает прибавку к уверенности, но есть один нюанс. Сформулируем с помощью простейшей логики правильный взгляд на ваше предназначение. Предназначение человека – это проявление его точки сборки (базовых установок по отношению к миру) через поведение. То есть, как человек живет и действует в данный момент, такие в его голове и установки. А какие установки, так он и будет действовать. Думаю, описанный цикл абсолютно понятен и логичен. Вызывает доверие и без ссылок на научные исследования. 

А вот для более досконального изучения понятия “установка” придется обратиться к трудам выдающегося грузинского философа и психолога Д. Н. Узнадзе. Который сформулировал теорию о психологии, рассматриваемой как науке о целостной личности. Мотивы поступков этой личности могут быть неосознаваемыми. Д. Н. Узнадзе критиковал других авторов, предлагающих понятие бессознательного, и предложил свое видение процесса совершения не осознаваемых действий – установку. Установка, согласно Д. Н. Узнадзе, представляет собой первичный целостный, не осознаваемый  стимул, определяющий состояние психики, лежащее в основе действий человека. Иными словами, психическое состояние человека, отражающее набор реакций на реальную действительность при той или иной активности. И этот набор реакций сформировался как результат закрепления и якорения предшествующего опыта.

Следовательно, можно сделать вывод. Исходя из логики рассуждений и основываясь на вышеописанной “Теории установок” Предназначение человека – это ни какой-то сакральный свод правил, решений, обязательств или предписанная кем-то ключевая роль, необходимая к реализации в определенный момент и при соблюдении определенных условий.  Предназначение – это личные внутренние настройки психики, четко определяющие систему взаимодействия человека с миром и людьми. Иными словами, предназначение человека – это та функция, которую он уже выполняет, чтобы всем и ему самому было хорошо. И не важно, что этот человек о себе думает.

И если, например, дворник думает, что его предназначение – сесть в Mercedes-benz C-класс Amg и управлять транснациональной компанией. И к этому ему надо непременно стремиться: повесить фото Мерседеса на холодильничек и один раз в квартал посещать ресторан в арендованном костюме Zilli, оставляя там полторы зарплаты за перекус. Нет. Если в данный момент времени человек метёт улицы, значит, его предназначение – наводить чистоту и делать это максимально качественно и добросовестно. Так как он оснащен именно таким набором установок.

Естественно, нет повода впадать в безысходность. В нашем примере у дворника нет предписания всю жизнь мести улицы, и он гипотетически вполне может стать состоятельным человеком или кем пожелает, но не через стремление к внешним побрякушкам: деньгам, машинам и часам, а через изменение своих внутренних установок. Которые могут произойти по одной из двух причин: Первая – скрупулезная работа над собой. Вторая – в результате личностного кризиса с глубоким отчаянием, когда происходит переоценка взглядов. Всё важное и правильное сейчас становиться не важным и не редко смешным. И в этот момент и происходит трансформация внутренних установок, таинство изменения человека. Вопреки пропагандируемой аксиоме “люди не меняются” я осмелюсь заявить – люди меняются и еще как. И может статься так, что вы встретили давнишнего друга, с которым давно не виделись, а это не он, а только узнанная вами оболочка с совершенно другой личностью внутри.

И так, ваше предназначение уже с вами и прямо сейчас может стать хорошим подспорьем в усилении вашей уверенности.

Глава 2 Вторая слагаемая уверенности – победа добра

Однако в этой статье мы не будем рассматривать, как работать с установками, как их выявлять, заменять и так далее. В этой статье мы попытаемся разобраться, какие именно установки дают нам сильную позицию в любых ситуациях.

Начнем из далека. Карл Густав Юнг в своем докладе “Инстинкт и бессознательное” опубликованном в ноябре 1919 года в British Journal of Psychology, определил позаимствованное у Аврелия Августина понятие “Архетип”.

Согласно Юнгу, архетипы – это врожденные паттерны мышления и поведения, которые стремятся к реализации в окружении индивида. На ряду с этой информацией и для раскрытия темы данной статьи любопытно рассмотреть архетип добра и зла.

Необходимо отметить, Юнг не дает четких ответов. В своих трудах он пишет: “Если нечто переживается нами как злое или греховное, то переживание это зависит от субъективного суждения, равно как мера и тяжесть греха”. И действительно, нет возможности знать, что есть добро, а что есть зло для другого человека. Это вечная дилемма: Когда мы хотим помочь ближнему и исключить из его мира злое, а потом оказывается, что для него это совсем даже не злое. И самое удивительное, что он может оказаться и прав.

Но продолжим. Итак, есть некий архетип, и согласно Юнгу, он порождает определенный сценарий в реализации определенного нарратива, который человек впитал в прошлом. И теперь он прошивает все без исключения действия это человека.

Предлагаю рассмотреть архетип борьбы добра со злом, где добро должно победить. Если у вас не так, то вам необходимо проконсультироваться со специалистом. Зло заставляет нас напрягаться, и в момент уничтожения зла добром мы расслабляемся. Добро победило, жизнь удалась. Ощущение, что все сделано правильно и как надо. А это и есть не что иное, как ощущение сильной позиции и уверенности в себе. И его можно обрести из интерпретации людей, с которыми вы взаимодействуете по одному из двух вариантов. О которых ниже.

Примечание:Речь идет именно о интерпретации, а не о том, какой человек на самом деле. Поймите, даже в негодяе где-то глубоко есть доброе начало, которое не видно. И очень важно его найти и разглядеть. И принять решение, что человек – это хороший и в нем больше добра, чем зла. Это способ улучшить отношения с любым человеком, одаренным тяжелым характером. В конце концов, решение о том, хороший он или плохой, добрый или злой, принимаете только вы и в вашей голове. И в зависимости от этого решения у вас по отношению к нему будет возникать соответствующий набор автоматических реакций: либо напряг, оборона и нападение, либо расслабление, теплота и легкость.

Раздел 2. 1 Классификация людей по степени доброты

Но вернемся к двум вариантам интерпретации людей из вашего окружения по критерию добра и зла:

А.♻️ В человеке добра больше, чем зла.

Человеку комфортно в мирных отношениях с ближним. Так как именно в этом состоянии настает момент, когда всё становится теплым и лёгким. Одним словом, хорошо. Вы чувствуете себя как дома, везде и с кем угодно. Вам также становится легко быть самими собой без масок и сокрытия информации. Вам нет необходимости притворяться, скрывать свои качества. Нет необходимости в цензуре своих высказываний. Вы говорите то, что думаете. Вы чувствуете себя настоящим и целостным. И всё дело в том, что вы не боитесь. Вы не боитесь, что в человеке есть зло, ибо вы знаете, что в нем, в его внутреннем мире, добро победило зло. И теперь в нем больше добра, чем зла. Он хороший и хочет вам добра.

Б.♻️ В человеке зла больше, чем добра.

Вспомните разнообразные страшилки из детства: монстр под кроватью или в шкафу, серенький волк и так далее. Там и тогда эти существа могли нагнать хороший накал страха. Реального страха от надуманных бабаек, которые присутствовали только в мышлении. Смекаете? А теперь оказалось, чудищ в темноте или под кроватью нет и никогда не было. А сколько временим проведено в страхе и напряге? А что если я скажу вам, что вы продолжаете бояться бабаек и сейчас. Только эти бабайки созданы вами уже на более высоком уровне, поэтому кажутся вам реальными и очень даже опасными. Речь идет о проекциях людей, с которыми вы взаимодействуете. Если вы интерпретируете человека как злого и опасного, то вы подспудно будете на него реагировать страхом, тревогой и агрессией. А это, к слову сказать, очень разрушительные чувства, прежде всего для их носителя.

Поэтому думать о ком угодно, что в нем злого больше, чем доброго например, он замкнут на себе и всегда преследует только свои интересы, а значит переедет вас катком при конфликте этих самых интересов очень даже вредно прежде всего для вас. Более того, ваши отношения с ним будут портится, скатываясь в конфликты и бесконечную войну. Так чисто надуманный враг становиться вполне себе реальным. Предмет конфликта никто не помнит, но стороны жутко друг друга не надивят. И Эта ненависть сильно тяготит. Думаю, не стоит описывать эффекты чувства ненависти, ибо каждый житель планеты Земля хоть раз испытал эту разрушительную и опустошающую эмоцию. Следовательно, при втором варианте все фененчки из первого варианта вам больше недоступны. Доступ к ним заблокирован вашим решением. Думать, что в человеке зла больше, чем добра!

Глава 3 Третья слагаемая уверенности – мнение о человеке

Вот она, точка бифуркации. И возможность выбора вашего состояния во взаимодействии с людьми. Решая, кто перед вами враг или друг, вы, по сути, осуществляете выбор качества взаимодействия с этими человеком. И словно в сказке, стоя у развилки, думаете, по какой дорожке пойти – по пути конфликта или пути мира. Кстати, этому есть вполне себе научное объяснение. Изучив результаты исследований эволюционных психологов, которые легко теоретически расписывают любые процессы, протекающие в психике человека с точки зрения эволюции, например, в таких сферах, как конфликтология, социализация, психическое и физиологическое здоровье и многих других.

В общем, эволюционная психология помогает нам увидеть себя как часть огромного уравновешенного механизма. Природы и живого мира, а значит, возможность получить умиротворение и найти “своё место” во Вселенной. Вот что эволюционные психологи поведали в своих трудах. Существует некий механизм идентификации “свой-чужой” который помогал человеку выживать. Если человек в составе племени, то все порядке, а вот изгнание или уничтожение племени сулило ряд проблем. Поэтому и существует страх потери принадлежности к племени в силу изгнания или уничтожения. И на ряду с этим страхом существует некий постулат. Чужак из другого племени таит в себе опасность и становиться врагом, подлежащим, как вы понимаете, уничтожению. (в те времена методы несколько отличались от современных).

Несмотря на то, что люди интеллектуально развились и стали более осведомленными, а среда менее агрессивной, эти механизмы продолжают жить и исправно выполнять свою функцию. И как следствие, современный человек имеет страх быть уволенным, игнорируемым группой, изолированным от определенного сообщества (страх изгнания из стаи). И агрессию к чужакам.

Страх быть изгнанным из стаи порождает важность принадлежности к группе, которая разделяет наши интересы. А вот агрессия к чужакам как раз и создает эффект страданий на пустом месте. Думая о человеке, что в нем больше плохого, чем хорошего, (мысленно сшивая на него папочку грехов под названием Дело No 101 негодяй и мерзавец). Вы попросту внедряете в свое мышление образ опасного врага (чужака) со всеми вытекающими психическими последствиями. Причем эти последствия не очень приятные. Но появились они по надуманным причинам. Смекаете? Любое мнение о человеке – это набор предрассудков и домыслов. А значит, правды ц них очень, очень мало. Тем не менее, хорошее мнение дает ощутимый плюс к вашей уверенности. А вот плохое мнение буквально сжигает вашу уверенность, заставляя переживать и волноваться как при реальном взаимодейсвии с ним, так и при мысленном.

Глава 4. Четвертая слагаемая уверенности – недопустимость осуждения

И так, теперь, благодаря теории Д. Н. Узнадзе и теориям эволюционной психологии, можно сделать вывод о психологических программах нашего “Я” сформированных в результате повторяющихся реакций на окружающий мир. Думаю, не открою вам тайну, сказав: окружающий нас мир – это преимущественно люди, с которыми мы так или иначе взаимодействуем. Вы для себя определяете тех, с кем вы общаетесь, с точки зрения добра и зла. Прошу обратить особое внимание на условие “тех с кем вы общаетесь”. Если человек своим поведением неоднократно доказал, что он нехороший, и вы не можете снизить интенсивность взаимодействия с ним, то не нужно делать поспешных выводов. Он оступился и поступил не «комильфо». При попытке судить  о его поступке возникает две глобальные проблемы, на которых предлагаю заострить внимание  подробнее.

Первая проблема осуждения. Недостаток информации.  Попытка судить другого человека гарантирует ошибочный вердикт, потому что судья, как правило, предвзят. А получить абсолютно полную информацию о причинах поведения другого человека чрезвычайно сложно от слова “невозможно”. Из-за слишком большого числа переменных. Способа учесть их полностью нет. Остается только интерпретировать действия другого, неизбежно скатываясь в субъективизм. Отсюда можно вывести прекрасный рецепт,  что бы не думать о людях плохо, необходимо  смирение. Это означает, помнить, «я не Бог и мне неведома абсолютная истина, а значит полноты информации для выводов нет.»

• Вторая проблема осуждения. Относительность. Человек уникален в своей психологической структуре или мировоззрении, и в каких-то ситуациях он может быть аки несушка золотых яиц, а в другом – ядовитым членистоногим.  В тридцатых годах 20 века двумя  учеными Эдвардом Сепиром  и Бенджамином Ли Уорфом, разработана концепция рассматривающая влияние языка, с соответствующей ему языковой структурой, на формирование мышления и способ познания мира. Как вы уже догадались речь идет о гипотезе лингвистической относительности, которая предполагает, что структура языка влияет на мировосприятие и воззрения его носителей, а также на их когнитивные процессы. Развивая эту мысль с особой осторожностью и трепетом, но можно сделать вывод, что и способ мышления человека влияет на мировосприятие и воззрения его носителей, а также на их когнитивные процессы.

И действие другого человека, воспринимаемое нами как плохое. Для него может быть вполне себе приемлемым. Еще раз: хороший человек или плохой  это решение которое мы принимаем у себя в голове, формируя мнение о нём! И для вас лучше что бы он был хорошим, не зависимо от того какой он на самом деле. Меня можно обвинить в том, что предлагаю добровольно погрузить себя в иллюзию и одеть розовые очки. И вот что я на это скажу. Не все иллюзии одинаково вредны и эта одна из них. Думая о человеке как о хорошем, вы нивелируете возможную причину глубокого и затяжного стресса, который будет возникать при каждой мысли о нем, если вы маркировали его как плохого, а значит как опасного врага. 

Осуждение – не лучший спутник уверенности, которую он вытесняет, оставляя лишь негодование и дурные мысли. Осуждение может происходить только по отношению к негативному персонажу. И если так, то вам нужно перечитать “Главу 3. Третья слагаемая уверенности – Мнение о человеке”.

Глава 5. Четвертая слагаемая уверенности- эмоциональный интеллект

 Раздел 5.1 Цикл развития эмоционального интеллекта.

Существует такая особенность: некоторые люди, совершившие оскорбительные или нехорошие действия, осознают свою ошибку и выражают извинения и в дальнейшем ведут себя по другому, более корректно. Это не что иное, как проявление зрелости, самосовершенствования и стремления к улучшению своего поведения. Ошибки и корректировка поведения могут быть важными шагами на пути к мощному эмоциональному интеллекту. Многие опытные психологи, политики, лидеры мнений, которые могут сейчас демонстрировать наивысшую степень эмоциональной устойчивости, не поддаваясь ни на какие провокации, пришли к этому через мириады падений, истерик и панических состояний, которые они проработали и выразили намеренье изменить свою реакцию. И так раз за разом становились на капельку совершеннее и пришли к высокой степени контроля эмоций. Однако важно помнить, что намеренье измениться должно быть искренним, а изменения в поведении должны быть неотвратимыми.

И так. В предыдущем абзаце описана довольно распространённая модель становления развитого эмоционального интеллекта:

◉ Сначала человек совершает какие-то оскорбительные или нехорошие действия под эмоциями (например, говорит грубости, оскорбляет, проявляет агрессию).

◉ Затем он осознает ошибочность подобного поведения, понимает, что поступил неправильно, и пытается что-то с этим сделать.

◉ Извиняется и начинает работать над собой, вести себя по другому, более корректно, контролировать эмоции и действия не допуская подобного впредь.

Совершать ошибки легко, а вот способность признавать свои ошибки требует работы над собой. Человек разумный после проявления каких-то оскорбительные или нехороших действий всё же берет себя в руки и впредь так больше не делает. Это можно рассматривать как положительную черту и шаг к самосовершенствованию. И что самое интересное, почти все люди постоянно находятся в этом цикле. Встретить человека на первом шаге – и он покажется нам плохим, на втором – нейтральным, а на третьем – хорошим.

Поэтому система классификации людей из своего круга общения на “злой/добрый” не применима, так как мотивация к действиям имеет динамический характер и может постоянно меняться.

К сожалению, эти утверждения не имеют четкого источника или статистических данных, чтобы подтвердить их как общепринятую закономерность. В поведении людей могут быть различные мотивации и практики. Некоторые могут совершать оскорбительные или плохие действия и потом извиняться, осознав свою ошибку, в то время как другие могут оставлять свое поведение без изменений.

Важно помнить о необходимости проявлять достаточное уважение ко всем без исключения людям и выражать свои мысли и точку зрения четко, полно и спокойно любому человеку, как хорошему и достойному уважения индивиду. Совершение оскорбительных или плохих действий может быть шагом в правильном направлении только при наличии работы над собой по изменению своих реакций. А значит, можно смело записывать всех в хороших. Далее объясню, почему.

Глава 6. Четвертая слагаемая уверенности- считать всех хорошими

Раздел 6.1. Причины считать людей хорошими.

Первая причина. Заразность “хорошести”

Есть такое  клише “идеальных людей не существует” Представим, что это непреложная истина. Хотя лично я считаю так: идеальность человека – это степень его соответствия ситуации, в которую он попал, а значит, имеет относительный характер. Но речь не об этом.

Поэтому считать человека хорошим – это не предположение об абсолютом отсутствии у него негативных качеств. Считать человека хорошим – это предположение о том, что хороших качеств личности в нем больше, чем плохих.

Более того, считая человека хорошим, мы будем транслировать отношение к нему с доброжелательностью, вниманием, в общем, как хорошему человеку, достойному уважения. И в определённом контексте это приведет к изменению его поведения в сторону этих качеств по отношению к вам. То есть он будет проявлять преимущественно хорошие качества, подтверждая ваше предположение о его “хорошести”.

Вторая причина:  Радость. Вы созданы для радости.

У нас с вами не так уж и много причин для положительных эмоций. Одной из которых является эмоция радости. Истинной радости как результата какой либо деятельности. Либо радости, когда просто снимается негативное воздействие отрицательной эмоции. Испытывать положительные эмоции приятнее, чем отрицательные, ведь так?

Тем не менее высказывание “Человек создан для радости” не имеет прямого научного обоснования, так как это вопрос, касающийся философии, этики и мировоззрения. Более того, само понятие “радости” субъективно и может восприниматься по-разному различными людьми в зависимости от их культурных, религиозных и личностных убеждений.

Вместе с тем есть некоторые научные данные, которые косвенно могут подтверждать мысль о важности радости для человека:

◉ Исследования в области позитивной психологии показывают, что переживание положительных эмоций, в том числе радости, важно для психологического благополучия и здоровья человека.

◉ При изучении мозга обнаружено, что центры удовольствия активируются при получении вознаграждения и переживании радости. Это является важным механизмом подкрепления полезного для выживания поведения.

◉ Опыты с животными показывают, что особи, живущие в обогащенной среде, демонстрируют больше поведенческих паттернов, связанных с получением удовольствия и радостью.

◉ Филогенетически. эмоции, в том числе радость, развивались в процессе эволюции как механизмы, повышающие шансы на выживание и адаптацию.

В довесок приведу источники, в которых присутствуют высказывания идей на тему “человек создан для радости”. Вот некоторые из них:

◉ Древнегреческие философы-гедонисты (Аристипп, Эпикур и др. ) полагали, что целью жизни является достижение удовольствия (наслаждения) и избегание страданий.

◉ В эпоху Просвещения французские философы-энциклопедисты (Вольтер, Дидро и др. ) пропагандировали идеи о праве человека на счастье и наслаждение жизнью.

◉ Немецкий философ Иммануил Кант писал: “Человек создан для счастья и для того, чтобы наслаждаться жизнью”.

◉ Зигмунд Фрейд в работе “По ту сторону принципа удовольствия” развивал мысль о стремлении человека к удовольствию и счастью как врождённом инстинкте.

◉ Эрих Фромм в книге “Иметь или быть? ” утверждал, что назначение человека – в полноценном переживании и выражении своих способностей, что доставляет радость.

◉ Идея о том, что предназначение человека в том, чтобы быть счастливым, также встречается в экзистенциализме, гуманизме, некоторых религиозных учениях.

Таким образом, хотя наука напрямую не подтверждает идею “Человек создан для радости”, косвенно она демонстрирует важную роль положительных эмоций и переживаний для нормального функционирования человека. Думаю, я вас убедил, что вы любите радоваться!

Вот она, магия! Вот оно, чудо! Думая о людях как о хороших, вы превращаете каждого человека в повод порадоваться. И наоборот, думая о человеке как о плохом, вы неминуемо создаете повод тревожиться, иногда бояться, а может даже и злиться. Не трудно рассчитать, что количество поводов равно количеству людей, с которыми вы общаетесь. Можно назвать это формулой радости.

Вместо заключения

Разгрузить психику.Преимущественно думать о людях хорошо.

Хорошее мнение о человеке – залог спокойствия при взаимодействии с ним, укрепления отношений с ним, отсутствие ненависти и обид по отношению к нему.

Привычка думать о людях «хорошо» разгрузит вашу психику, отключит сигнализацию на опасного чужака. Положительное мнение о человеке буквально исключает тревожные мысли, обеспечивая доброе расположение духа. Привычка думать о людях хорошо может появится в результате упорного труда, потому что привычка думать плохо о других не сдаст свои позиции просто. Под личиной усиления безопасности и ложного пути к спокойствию человек может посеять множественные раздоры и вражду, как бы предостерегая себя подозрениями. Тем не менее путь к спокойствию и миру лежит только через положительные мысли об окружающих, введенные в ранг привычки как один из лучших способов повысить свою уверенность в себе и преимущественно находиться в сильной позиции.


  © Блог Игоря Ураева

Пока нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *