В интернете сегодня много “гуру” и “экспертов”, которые обещают быстрое решение любых проблем – от похудения до финансового обогащения. Однако часто за этими соблазнительными предложениями стоят обманщики, эдакие лишенные совести торгаши воздухом, которых называют “инфоцыганами”. Сразу оговорюсь этот термин придумал не я.

Ничего личного просто термин

Я использую термин “инфоцыгане” по отношению к мошенникам в интернете, которые обманным путем выманивают деньги у доверчивых пользователей. Хочу извиниться перед представителями цыганского этноса за это.

Внесем ясность, что использование этнонима “цыгане” в качестве ругательного прозвища для обозначения мошенников и аферистов является оскорбительным и дискриминационным по отношению к цыганскому народу. Это разжигает негативные стереотипы и несправедливо стигматизирует целый этнос.

Что безусловно является неуважением и неосознанной предвзятостью по отношению к цыганам. С извинением к цыганской общине за использование оскорбительного термина “инфоцыгане”. Буду употреблять его или другие определения, мне нравится например инфо-мошенники

Я мирный человек и стараюсь выражаться только с уважением по отношению к представителям любых национальностей, не допуская этнических предрассудков и дискриминационных высказываний.

И так, инфо-мошенниками стали называть людей, которые, используя техники манипуляций и воздействия на рефлекторные реакции, вовлекают доверчивых пользователей в финансовые пирамиды или заставляют покупать дорогие онлайн-курсы, тренинги и другие товары и услуги, которые преимущественно не стоят этих денег. При этом обещают быстрое решение любых проблем и огромные доходы после прохождения их программ или использования их товаров.

Почему люди попадаются на удочку инфо-мошенников?

Во-первых, из-за стремления найти “волшебную таблетку” от всех проблем. Магическое мышление заставляет пользователей верить обещаниям чудодейственных методик. ✿ Во-вторых, инфо-мошенники используют специальные психологические приемы, чтобы завладеть вниманием и доверием аудитории. Они могут вводить людей в изменённое состояние сознания и внушать им нужные установки. Это особенно опасно для людей с несформированным критическим мышлением.

Как же отличить настоящего профессионала от псевдоспециалиста? Вот несколько признаков, на которые стоит обратить внимание:

Сомнительные, нереалистичные обещания. Чем больше стопроцентных гарантий, и сказочных перспектив, тем выше риск столкнуться с недобросовестным торговцем информацией, товром или услугой.

Использование методов влияния на психику. Иллюзия дефицита, отсылка к авторитетам, создание иллюзии сообщества, эмоциональные качели с плясками и хлопаньем в ладоши – это все из арсенала инфо-мошенников.

Аномальная срочность. Это как раз и есть “Иллюзия дефицита” Срочно присоединиться к программе. Срочно купить, Срочно оплатить. “А то не успеешь”. Излюбленный прием и признак инфо-мошенников.

Самая распространенная приманка

К сожалению, спрос на чудеса приводит к росту количества инфо-мошенников. Они активно используют социальные сети и видеохостинги вроде YouTube, чтобы заманить наивных в свои коварные сети.

Особенно часто инфо-мошенники встречаются в таких нишах как заработок онлайн, криптовалюты, биржевая торговля. Эти темы привлекают людей возможностью быстрого обогащения. Понятно, что на них можно нажиться.

Инфо-мошенники используют разные уловки, чтобы вызвать доверие у аудитории. Например, могут рассказывать вымышленные истории о своем успехе, показывать поддельные чеки о доходах. Или снимать ролики на фоне арендованных дорогих автомобилей и особняков.

Чтобы не попасться на удочку таких аферистов, всегда критически относитесь к подобным историям в интернете. Особенно если речь идёт о предложениях разбогатеть и решить все проблемы максимально быстро.

Технологии обмана

Как уже отмечалось, инфо-мошенники активно используют методы скрытого психологического воздействия, чтобы манипулировать аудиторией. ▶ Один из распространенных приемов – создание иллюзии дефицита. Они убеждают, что места на тренинге, членство в бизнес-проекте или количество товаров строго ограничено и вам может не хватить. Или цена потом будет дороже. Это позволяет ускорить принятие решения о покупке.

▶ Другой прием – отсылка к авторитетам. Мошенники могут ссылаться на мнение известных бизнесменов, ученых, чтобы вызвать больше доверия к своим продуктам и услугам. На самом деле, скорее всего, эти авторитетные мнения просто сфабрикованы или искажена интерпретация тезиса, вырваны из контекста. Иногда экспертное мнение “покупается” ну и не будем исключать человеческий фактор. Даже самые опытные эксперты могут ошибаться.

▶ Еще один коварный ход – создание иллюзии сообщества и принадлежности к нему. Часто используются приемы типа “Наша команда лидеров заработала миллионы!”, “Присоединяйтесь к нашему успешному сообществу!” и т.д.

▶ Отдельно следует отметить эмоциональные качели – это один из распространенных инструментов манипуляторов и мошенников для массового введения людей в особое состояние сознания с целью его обмана и выманивания денег. Остановимся подробнее на технологии эмоциональных качелей.

Технология эмоциональных качелей

Первый прием – поднять человека на волну восторга, эйфории, обещая ему “золотые горы”. Например, быстрое увеличение дохода, исполнение мечты, решение проблем. Часто для этого используется яркая, эмоциональная подача, картинки роскошной жизни и пляски под веселую музыку.

Затем следует резкий “облом” – разочарование, страх потери, срочность принятия решения. Это нужно, чтобы пошатнуть рациональное мышление и заставить человека действовать импульсивно.

Далее снова подъем: надежда, что проблему можно решить, например купив предлагаемый продукт или услугу. И снова падение, если человек медлит с решением. Эмоциональные качели не дают опомниться.

В таком состоянии рациональный анализ ситуации сильно затруднен. Человек действует импульсивно, идет на поводу эмоций, которые жестко контролирует манипулятор. Иногда используется дефицит времени.

На такой эмоциональной американской горке человек теряет бдительность, что позволяет мошенникам втереться в доверие и внушить ему нужные установки.

Не поддавайтесь на уловки: как распознать и противостоять вышеописанным манипуляциям

И так, попытки манипулировать нами и нашим мнением используя разные уловки, чтобы заставить нас что-то купить, в политике – чтобы набрать голоса, а некоторые СМИ даже манипулируют фактами подтасовывая и искажая которые, можно легко ввести человека в ступор. Как же распознать такие манипуляции и не поддаваться на них? Вот несколько приемов манипуляторов и их нейтрализаторы:

Иллюзия дефицита. Вам внушают мысль, что товара осталось совсем мало, и если вы сейчас не купите, то останетесь без него. На самом деле, это может быть не так – просто хотят создать ажиотаж и заставить быстрее принимать решения. Не поддавайтесь! Просто не покупайте что-то под влиянием любых эмоций.

Ссылки на авторитетное мнение.  Вам могут сказать, что какой-то эксперт или знаменитость рекомендует или использует определенный продукт или услугу. Проверяйте факты. Даже если это правда и человек действительно авторитет в своей области, порекомендовал что либо, это не значит, что он не ошибается или не заинтересован. Как это не банально, думайте своей головой. В этих вопросах авторитеты лучше исключить. Только вы и Бог.

Иллюзия сообщества. Заявление, что “90 людей выбирают наш продукт” или “Наша команда лидеров заработала миллионы! “, “Присоединяйтесь к нашему успешному сообществу! ” и так далее. В общем, намёк на допуск в круг избранных, стимулирующий ваше желание туда попасть. Это скорее всего манипуляция. Видимость счастья и успеха членства сфабрикована. Там рай, а вы в серой унылости. Скорее туда, что бы стать счастливым! Важное понимание! Формула “Хорошо там, где нас нет”  не работает. Везде есть свои плюсы и минусы. И если это реальное сообщество, то не факт, что членство в нем вам принесет хоть что – то, кроме обязанности платить взносы. А если это фейковое сообщество, то тут и говорить не о чем.

Эмоциональные качели. Триггеры, вызывающие сильные негативные эмоции конкретно у вас страх, тревогу, ощущение вины, а также триггеры, вызывающие сильные положительные эмоции. Именно у вас – счастье, радость, удовольствие. Необходимо проработать, что бы вас не колыхало, как осенний листочек на ветру. Эмоциональная стабильность даст вам иммунитет от эмоциональных качелей, а значит, снизит вероятность ситуации, когда вас на них прокатят. Эмоциональная амплитуда от “” к “-” должна быть максимально низкой. Это дает возможность сохранить холодный ум, отделить эмоции от логики при принятии решений. Это интересная тема. Напишу отдельную публикацию.
По итогу вам понадобятся два принципа: неукоснительно критически анализировать информацию и отслеживать свое эмоциональное состояние. И тогда ни одна уловка не сработает!

Заключение и выводы:
И так, при внимательном подходе к своим эмоциям и критическом мышлении, можно вовремя отслеживать попытки влияния.
Учитывая описанные выше методы воздействия, каждый человек может защититься от манипуляций. Но это не точно. Лучше не испытывайте судьбу. Если вы вступите в коммуникацию, скорее всего, вас захомутают. Поэтому порвать коммуникацию будет самым лучшим решением вышеуказанных проблем.
Гарантий нет. Можно развивать свою информационную грамотность и критическое мышление. Образование и развитие навыков анализа информации. Но попади вы в руки профессионала, который ловко будет нажимать на клавиши ваших хотелок и страхов, и вы потеряете ориентиры в мусорной информации из обещаний и заверений и попадетесь на уловку. Поэтому рвите коммуникацию сразу, как почувствовали не ладное.
Итак, решающую роль играют наше образование и развитие критического мышления, а также наша способность отслеживать свои эмоциональные импульсы. Но спасательным кругом будет лучший способ – “рвите коммуникацию”. Лишите инфо-мошенника, его главного оружия – возможности вешать вам лапшу на уши.
В конечном счете, ответственность за собственное информационное благосостояние несем мы сами. Принятие осознанных решений, достижение своих целей и защита своих интересы и прочее, бла-бла-бла.

Пока нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *