Многие произведения живописи признанных мастеров вызывают недоумение у неподготовленного зрителя. С точки зрения обывателя, они могут показаться хаотичным нанесением краски на холст. Тем не менее, эти полотна продаются и покупаются по весьма высоким ценам. Ценители готовы приложить немалые усилия, чтобы заполучить оригинал.
Данный феномен можно объяснить особенностями работы мозга, в частности, процессов восприятия. Один и тот же текст по-разному интерпретируется разными людьми. Причина различий в понимании текстов, произведений искусства кроется в уникальности когнитивных структур каждого человека. Эти структуры формируются на основе жизненного опыта и включают множество ассоциативных связей.
В рамках своих когнитивных структур человек чувствует себя комфортно, как рыба в воде. Выйти за их пределы означает столкнуться с непониманием или неверной интерпретацией. Таким образом, субъективная картина мира задает границы восприятия — периметр понимания и область знакомого. За ее пределами возможна как слепота к реальности, так и иллюзорное видение несуществующего.
С другой стороны, за границами привычного больше свободы и меньше предубеждений. Эволюционно сложилось, что мозг стремится удерживаться в зоне знакомого. Поэтому некоторые люди с трудом адаптируются к обновлениям программного обеспечения, предпочитая устаревшие версии, несмотря на ограниченность их возможностей.
Таким образом, приверженность знакомому и избегание неопределенности могут препятствовать расширению кругозора и личностному росту. Преодоление когнитивных границ требует интеллектуальных усилий, но позволяет по-новому взглянуть на привычные вещи.
Добавить комментарий