Когнитивные искажения представляют собой систематические отклонения от норм рационального мышления, присущие человеческому разуму. Они были подробно изучены в рамках когнитивной психологии и теории принятия решений (Kahneman, 2011).
Среди наиболее распространенных когнитивных искажений можно выделить эффекты якоря, подтверждения, ореола, группового мышления и многие другие. Они заставляют нас делать поспешные умозаключения на основе неполной или искаженной информации.
Такие «ловушки» мышления нередко приводят к принципиальным ошибкам в оценке людей, событий и перспектив. К примеру, эффект ореола заставляет переоценивать компетентность человека в одной области при формировании мнения о его способностях в других сферах (Thorndike, 1920).
Еще более опасно использование когнитивных искажений для манипулирования общественным мнением. Так, политтехнологи активно эксплуатируют стереотипы и упрощенные ассоциации при создании пропагандистских образов в СМИ (Pratkanis, 1992).
Методы «приклеивания ярлыков» и эмоционального заражения массовой аудитории опираются на подсознательные механизмы восприятия, усиленные когнитивными искажениями (Cialdini, 2016).
Таким образом, понимание природы иррациональности человеческого мышления имеет важнейшее значение. Оно помогает избегать когнитивных ловушек в процессе принятия решений и противостоять скрытым методам манипуляций общественным сознанием.
Добавить комментарий