Категории:

Когнитивные искажения представляют собой систематические отклонения от норм рационального мышления, присущие человеческому разуму. Они были подробно изучены в рамках когнитивной психологии и теории принятия решений (Kahneman, 2011).

Среди наиболее распространенных когнитивных искажений можно выделить эффекты якоря, подтверждения, ореола, группового мышления и многие другие. Они заставляют нас делать поспешные умозаключения на основе неполной или искаженной информации.

Такие “ловушки” мышления нередко приводят к принципиальным ошибкам в оценке людей, событий и перспектив. К примеру, эффект ореола заставляет переоценивать компетентность человека в одной области при формировании мнения о его способностях в других сферах (Thorndike, 1920).

Еще более опасно использование когнитивных искажений для манипулирования общественным мнением. Так, политтехнологи активно эксплуатируют стереотипы и упрощенные ассоциации при создании пропагандистских образов в СМИ (Pratkanis, 1992).

Методы “приклеивания ярлыков” и эмоционального заражения массовой аудитории опираются на подсознательные механизмы восприятия, усиленные когнитивными искажениями (Cialdini, 2016).

Таким образом, понимание природы иррациональности человеческого мышления имеет важнейшее значение. Оно помогает избегать когнитивных ловушек в процессе принятия решений и противостоять скрытым методам манипуляций общественным сознанием.

Tags:

Пока нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *