Патриотизм – это не случайный дар и не абстрактное чувство, возникающее само по себе. Он требует осознанного воспитания. Человек не приобретает его «ниоткуда». Если мы хотим, чтобы подрастали поколения, искренне привязанные к своей стране, необходимо целенаправленно работать над формированием этой связи.
Рассмотрим это через призму личного опыта человека, прошедшего классический путь советского воспитания: детский сад, школа, октябренок, пионер, комсомолец, член партии. Эта система была построена на последовательном привитии определенных ценностей. Однако важно понимать: аналогичные механизмы существуют и в других обществах. Возьмем, к примеру, Соединенные Штаты. Маленький ребенок, приходя в школу, каждое утро кладет руку на сердце и произносит Клятву верности флагу. Поначалу он не понимает ни смысла слов, ни исторического контекста – для него это лишь ритуал, наполненный коллективным эмоциональным переживанием. Только с возрастом приходит понимание текста и его истоков. По своей сути, этот процесс ничем принципиально не отличается от советского опыта.
Ключевой момент здесь – детская психология. Специалисты единодушно подтвердят: примерно до десяти лет ребенок воспринимает мир прежде всего эмоциями. Он впитывает отношение взрослых к окружающему миру как губка, бессознательно копируя их модели поведения и оценки. Именно в этот сензитивный период закладывается базовое отношение к своей стране. Если ребенку в это время не транслируется мысль, что он живет в хорошей стране, достойной любви и защиты, он просто не получит этого посыла. Без этой ранней эмоциональной основы у него не сформируется глубинной связи с Родиной.
И здесь мы подходим к трагическому парадоксу, произошедшему в постсоветский период. С распадом СССР, в эпоху Перестройки и лихих 90-х, когда главным лейтмотивом стала погоня за деньгами, что звучало на кухнях в разговорах взрослых? Сплошное отчаяние и негатив: «Какая неустроенная страна!», «Отсюда надо уезжать!», «Посмотрите, что творится!», «Какой разбой и беззаконие!». Ребенок, находящийся рядом, неизбежно впитывал этот посыл: его страна – плохая. А ведь если бы в раннем детстве у него сформировалась позитивная база – вера в то, что его страна хороша, – то, повзрослев (в 13-15 лет), когда наступает закономерный период критического осмысления мира и неидеальности родителей, он сталкивался бы с реальными проблемами иначе.
Воспитание патриотизма – это создание того самого внутреннего фундамента. Когда подросток или взрослый начинает понимать, что у его страны есть трудности, что ее руководители могут ошибаться, что мэр города может оказаться в тюрьме за коррупционные преступления, – все эти сложные реалии падают уже на подготовленную почву. На ту самую внутреннюю, эмоционально позитивную базу, заложенную в детстве. Эта база не отменяет критического мышления, но позволяет воспринимать недостатки не как приговор стране, а как проблемы, которые нужно и можно решать, исходя из любви к ней, а не из презрения. Без этой основы любые попытки воспитать патриотизм в более зрелом возрасте рискуют остаться лишь поверхностной риторикой.
© Блог Игоря Ураева