Почему люди попадают в сети тоталитарных сект и почему им порой кажется, что там «хорошо»? Ответ кроется в мощных психологических механизмах, которые умело используют подобные группы. Главная приманка деструктивных групп — сфокусированная «любовь» и обещание уникальности.
В процессе вербовки человек постоянно слышит, какой он «классный», «замечательный», какие безграничные возможности перед ним открыты. Ему обещают доступ к сокровенным «тайнам мира», недоступным простым смертным, и возводят в ранг «элиты», «избранных». Методы подбираются индивидуально — секта ищет «ключики» к каждой конкретной личности. Эта искусственно созданная атмосфера исключительности и принятия действует гипнотически.
Но главное облегчение, которое предлагает тоталитарная секта, лежит глубже. Современная жизнь обременяет нас необходимостью постоянно принимать решения и нести за них ответственность. Секта радикально «освобождает» от этого груза. Внутри нее все четко предписано: что правильно, что неправильно, как жить, как думать. Группа берет на себя всю полноту ответственности за своих членов. Это создает иллюзию безопасности и избавляет от мучительного выбора.
Человек оказывается в теплом эмоциональном коконе, где его постоянно «поглаживают», подпитывая чувство принадлежности и эйфории (те самые «эндорфины «). Казалось бы, вот он — путь к счастью. Однако за этот комфорт и чувство избранности приходится платить высокую цену.
Первой и главной платой становится самостоятельность. Человек добровольно отказывается от права принимать собственные решения, подчиняя свою волю доктрине и лидерам секты. Второй, не менее значимой платой, часто оказывается имущество. Важно понимать, что механизм изъятия ресурсов редко выглядит как открытый грабеж («переписал квартиру»), как это любят драматизировать СМИ. Процесс гораздо тоньше и коварнее.
На групповых собраниях, после совместных песнопений или молитв, создающих ощущение единства и возвышенности, звучит, например, скромная просьба: «Для нужд нашей общины не хватает средств, кто сколько сможет положить?». И когда люди из вашего круга — те, с кем вы только что делились духовным порывом, — начинают вносить деньги, включаются мощные социальные механизмы. Групповая динамика, конформизм, желание не выделяться и быть «как все», а также искреннее (на тот момент) чувство долга и желание помочь «своим» — все это подталкивает к решению пожертвовать.
Человеку кажется, что это его собственное, осознанное и правильное решение. На самом же деле, он, как социальное существо, попадает в хорошо отлаженный конвейер психологического давления, где атмосфера группы искусно направляет его выбор. Иллюзия добровольности лишь маскирует постепенное расставание с деньгами, а затем, возможно, и с другими ресурсами.
Таким образом, привлекательность деструктивных групп — это ловушка. Они предлагают суррогат любви, ложное чувство элитарности и мнимое освобождение от бремени выбора и ответственности. Но плата за этот искусственный комфорт — собственная свобода, независимость мышления и, в конечном итоге, личность и благосостояние человека. Понимание этих тонких механизмов вербовки и удержания — ключ к сопротивлению их влиянию.
©Блог Игоря Ураева