Сценарий «Бедность»

Сценарий «Бедность»

Гуляя с сыном во дворе, я стал свидетелем драмы в песочнице. Одна мамаша настоятельно рекомендовала своему сыну отдать другому мальчику свою машинку. Я думал таких мам не существует, они есть только в страшных историях, но я ошибался.

Меня переполнило желание подойти и прекратить эту вакханалию. Посоветовать, как можно сделать так, чтобы этот мальчик с экономил пару тысяч евро на услугах психотерапевта, когда вырастет.

 Но я больше не даю советов и вам не советую. Поэтому молча прошёл мимо, а по приходу домой написал эту статью.

Сценарий бедности: создается в детстве, когда заставляют делиться игрушками. 

«Не будь жадным! Отдай! – эти фразы формируют динамический стереотип бедности. 

Здесь есть позитивное намерение, как же без него. «развивать щедрость, порядочность и справедливость.» 

Но что скрывается за этим позитивным намерением, что между строк? Чувство вины и страх перед общественным осуждением. Мнение других важнее чем комфорт своего собственного ребенка.

Кусочки жизни

А теперь смоделируем гипотетическую ситуацию, и проследим закономерности. Ребенок, подчинившись команде отдать, что-либо другому ребенку, например, в песочнице. Отдает игрушку (объект надо сказать сущий пустяк для взрослого, но великая ценность для ребенка). И получает положительное подкрепления от родителя за этот акт самопожертвования (поведения себе в убыток).

Дети совершенно по-другому воспринимают мир, реальность и фантазии часто сливаются у них в один разноцветный коктейль. Так палка превращается в лошадь, чтобы спрятаться достаточно только закрыть глаза, а игрушки могут быть живыми существами, буквально живыми. Игрушки — это кусочки жизни ребенка, потому что вся его жизнь в этом возрасте преимущественно состоит из взаимодействия с ними.

И как следствие. Игрушка может иметь огромную ценность для ребенка, которую ты не видишь и не способен понять, как взрослый. Игрушка –это его личная драгоценность, от которой зависит многое. И вот ребенок не понятно с какого перепугу, должен отдать это другому. А если не отдаст, то он «жадный», а жадность — это плохо. Возникнет психологическая боль, но эту эмоцию ребенок оставит в себе.

Ресурсы как песок сквозь пальцы

Так начнет формироваться динамический стереотип «отдавай что тебе дорого, чтобы быть хорошим» и соответствующий сценарий, по которому растущий организм будет жить: «Нужно отдавать и только в этом случае тебя будут любить». Пример гипотетический и все понятия максимально упрощены. Я хочу передать смысл, механизма. А не расписать максимально точно, происходящие процессы в психике ребенка. Так как скорее всего не способен этого сделать. Я в этом не особо разбираюсь.

Для формирования сценария необходимо несколько таких ситуаций, но иногда достаточно и одной сильно эмоциональной сцены. Если ситуация где заставляют отдать по тем или иным причинам совпадает по времени и месту с какими-то нестандартными жизненными обстоятельствами (физическое воздействия, требование отдать), то специфические элементы, характерные черты этих обстоятельств способны в последующем рефлекторно вызывать у данного человека подобные модели поведения.

Например, когда у дитя в песочнице, который уже и так плачет, и категорически не хочет отдавать игрушку, взрослый отбирает её силой и отдает другому мальчику или девочке.

 А иногда просто одно событие, без дополнительных бонусов в виде отбираний и принуждений, может стать сильной эмоциональной сценой. Как я уже писал выше в мире детских грез любимая игрушка, это предмет, с которым может установиться мощная эмоциональная связь, и поэтому расставание с ней может вызвать сильную обратную эмоциональную реакцию, которую ребенок оставит в себе. Но игрушка будет отдана, действие совершено и записано как «нормальная» модель поведения.

Теперь ребенок вырастет, очень добрым и щедрым. Все отдаст. Интересы других превыше всего. Лишь бы другим было хорошо! Очень удобный в использовании человек для всех. Хочешь «садись на шею», хочешь что-то требуй. Захотеть для себя, он не может. Создать капитал не в состоянии. Все раздает, ресурсы как песок сквозь пальцы…

Может быть ты увидел себя в этой придуманной картине жизни. Исправлять это очень сложно это долгая и кропотливая работа. Психотерапевт сможет помочь, но где взять деньги что бы оплатить его услуги, человеку, который живет по сценарию «бедность»? Поэтому первые шаги придется предпринимать самостоятельно. Внимательно изучая себя, свои реакции, свои эмоции. Эти чувства были всегда в тебе, они определяли твои мысли, которые в свою очередь предопределяли действия. Ты как будто запрограммирован так себя вести об этом я писал в статье «Обновления для жизни».

Заключение

Возможно, у тебя и нет никакой бедности, и ты очень даже состоятельный человек. Просто обесценил то, что имеешь в пользу того, что захотел получить (под давлением различных манипуляций). Поэтому осмотрись и оприходуй все что у тебя есть. Возможно все не так плохо, как кажется.

И еще о чем необходимо упомянуть это о детях. В твоей компетенции создать своим детям «здоровый» сценарий. Ты как родитель – непреклонный авторитет, твои слова воспринимаются твоими детьми как прямое указание и отпечатываются в их психике на всю дальнейшую жизнь. По этой причине нужно очень осторожно, с большой точностью относиться к воспитанию детей. Всем добра!

©Игорь Ураев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

одиннадцать + пятнадцать =