Мы как котята.

Мы как котята.

Когда у человека что-то не получается, его часто сравнивают с котёнком метафорически тыкающимся носиком. И это не спроста.

Весомым аргументом в пользу активной жизненной позиции является исследование, проведенное в 1963 году. Два профессора из Брандейского университета Ричард Хелд и Алан Хейн провели эксперимент и открыли интересный эффект. Который называется «Хелденхейн» (Held & Hein) — комбинация фамилий авторов.

Эффект «Хелденхейн»

Главный вопрос эксперимента, каким образом взаимодействие с окружающей средой во время развития влияет на пространственное восприятие и координацию.  

Из-за запрета экспериментов на людях было приятно решение использовали котят. С самого рождения 20 котят держали в темноте пару недель. Затем двухнедельных малышей катали в карусельке по три часа в день. Особенность данной карусели в том, что кататься не ней могли только два котёнка. При этом один из них был на своеобразных стропах, двигался свободно и сам бежал лапками (Первый котёнок), а второй сидел в специальной коробке в подвешенном состоянии, но при этом он видел все, что происходило во круг (Второй котенок).

Таким образом первый котёнок бежал, а второй котенок просто катался и наблюдал. Было проведено множество таких сессий. Совершенно понятно, что мозг котят получал идентичный зрительный опыт, отличие только в том, что первый котенок сам бегал. Двигался и взаимодействовал со средой, а второй только наблюдал за движением.

Поэтому их мозг по-разному взаимодействовал с окружающим миром. Первый активно, а второй пассивно. Первый котенок самостоятельно передвигался на своих лапках, чувствовал происходящее во время движения. Он активно изучал пространство. То есть точно так же, как это делает любой детеныш или ребенок в естественной среде обитания.

Чего не скажешь о втором котенке. Он безучастно находился в коробке и смотрел по сторонам. Не совершая ни каких действий. Таким образом, его приобретенный опыт имеет гораздо меньше попыток и ошибок, чем у первого котенка. Он не получил информацию опытным путем.

Результаты эксперимента

По результатам теста выяснилось, что первый котенок научился шустро бегать, у него работал мигательный рефлекс, с лёгкостью обходил видимые объекты, избегал опасных краев, чтобы не упасть. Второй котенок напротив, был неуклюж, не моргал. Не обходил края и мог свалиться.

Таким образом, первый котёнок развил навыки для полноценной жизни в среде обитания. Он умел правильно реагировать на окружающий мир. Взаимодействие методом проб и ошибок дало отличный результат. Второй котенок, наоборот, был не способен и неприспособлен к жизни, он был, по сути, беспомощным. Напомню, что у них один возраст, разница только в том, что первый активно взаимодействовал, а второй — пассивно наблюдал.

Заключение

Необходимо отметить, что после завершения эксперимента котят отпустили, и уже через 48 часов активной жизни вторые котята развились.  Получили все необходимые навыки ориентирования и координации на местности. Восполнив все чего, они были лишены, сидя в корзине.

Этот эксперимент показал, как выгодно активно взаимодействовать с миром, используя все чувства, развивая возможности восприятия. Наш опыт формируется при взаимодействии с миром, мы как те котята: трогаем лапкой и получаем знания. Пробуем, ошибаемся.  Так появляется опыт, основанный на полном участии. Перед нами стоит выбор: контактировать с миром… или пассивно наблюдать. Быть первым или вторым котёнком.

Эволюционный механизм адаптации, снова и снова заставляет нас действовать. Приспособление возможно только в действии. Взаимодействуя мозг решает задачу поиска способов выживания. От простых найти еду, до сложных превратить палку в инструмент. Это объясняет критерий активного вовлечения как основы получения доступа к ресурсам, личным навыкам, умениям и способностям. Активная вовлеченность в процесс обучает лучше всего. Всем Мир!

© Игорь Ураев (Периодические Мысли)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемнадцать − 12 =