Конформизм

Конформизм

Человек социален. Спорить с этим фактом нет смысла. Поведение и поступки зависят от окружения и ситуации в которой ты находишься. Опрометчиво думать о стержне индивидуальности. Который не сломается под воздействием социального давления. Давление будет нарастать до тех пор, пока стержень не будет сломан… Об этом свидетельствуют очень многие исследования социальных психологов.

Но не все так плачевно, конформизм не надо побеждать, его можно обратить в свою пользу. Разберемся в вопросе.

Что такое конформизм

Обратимся к определению. Конформизм (лат. conformis — «подобный», «сообразный») — изменение индивидуумом установок, мнений, восприятия, поведения и так далее в соответствии с теми, которые господствуют в данном обществе или в данной группе.

В народе есть понятие антагонист конформизму «белая ворона», опять обратимся к определению. Бе́лая воро́на — метафора, используемая в русском языке идиоматическим образом для обозначения лица, имеющего поведение или систему ценностей, отличные от других лиц своей общности.

Эксперимент Соломона Аша

Не все желают быть белой вороной. Об этом свидетельствует серия экспериментов Соломона Аша. Коротко о сути эксперимента: Испытуемый находится в комнате с 5 другими участниками, и экспериментатор демонстрирует всем участникам карточку, на которой изображена линия определенной длины (эталон). Затем участникам показывают еще одну карточку, но уже с тремя линиями. Задача испытуемого — определить, какая из трех линий на второй карточке соответствует по длине линии, которую он видел на первой карточке (эталону).

Все очень просто. Видно не вооруженным глазом какие из отрезков равны. И участник без труда справляется с заданием. Но самое интересное происходит далее. Дело в том, что остальные участники «подсадные». Они все специально указывают совершенно не ту линию, которая по мнению испытуемого соответствует эталонному. В этих условиях 37% испытуемых, так же указывают на не верный отрезок. То есть говорят ни как они думают, а так как говорят другие. Безоговорочно соглашаясь с мнением большинства.

Причем определение испытуемым линии соответствующей эталонной наедине с экспериментатором происходит без ошибочно (ошибки менее 1%).

Вот что сам Соломон Аш заявил по результату «То, что вполне интеллигентные исполнение благих намерений люди готовы назвать белое черным, вызывает тревогу. И заставляет задуматься о нравственных ценностях, направляющих наше поколение.»

Можно предположить, что такая высокая важность «общественного мнения» свойственна только для взрослого населения. Из-за высокой внушаемости и подверженности конформизму. А дети не будут обманывать из-за мнения других.  Однако известный эксперимент, который получил название «обе белые» говорит об обратном.

Эксперимент «Обе белые»

 И так участники дети. Все так же, как и в предыдущем, один ребенок (испытуемый) и трое (подсадные). Но теперь нет карточек. Здесь демонстрируются две пирамидки на столе: чёрная и белая. Трое детей по предварительной договоренности с экспериментатором говорят, что обе пирамидки белого цвета. И смотрят, что скажет четвертый. В результате большинство детей согласились и повторили, что обе пирамидки белые. Для контроля в конце эксперимента, испытуемого ребёнка просили взять чёрную пирамидку, он берёт именно чёрную, несмотря на то, что только что говорил «обе белые».

Мнение, что мы все делаем как хотим, сами, это иллюзия.

Стоит задуматься, что человек говорит не то что думает и делает не то, что хочет.. При чем на него не оказывается внешнее давление. Отсутствует принуждение или наказание. В эксперименте вообще отсутствуют какие-либо негативные последствия за несогласие с большинством.

В реальной жизни при несогласии с большинством, последствия будут. Поэтому все люди являются социально конфорными существами. Поступки и действия определяются не внутренними установками, а внешним влиянием.

Причем внешнее влияние может быть, как психологическое, так и физическое. Именно оно определяет, как мы себя ведем.

Эффект конформизма на тренингах по развитию.

Человеческий конформизм удивителен. На индивидуума оказывает влияние не только мнение или поступки других людей, но и эмоциональное состояние других людей. Этим обусловлен феномен всеобщей эйфории на семинарах какого ни будь коучера, например, Тони Робинсона. Это можно назвать взаимозависимость настроений. Этот механизм создает некую эмоциональную среду. Группу со своими эмоциональными особенностями общения и взаимодействия.

Эффект доверия как результат конформизма.

На этом основан «эффект доверия» телевиденью у старшего поколения, «если говорят по телевизору, то это правда». Доверие информации из телевизора без какого бы то ни было желания проверить. Сомнения растворяются сами по себе. Эта атмосфера делает людей уязвимыми для психологического воздействия. Появляется возможность внушать из телевизора, целенаправленно, но не аргументировано различные идеи и мысли. Причем делать это для целой группы людей. Не критичное восприятие информации, позволяет телевидению манипулировать мнением аудитории. Любые голословные заявления будут восприняты за истину.

Обратить конформизм в свою пользу.

Вопрос как не попасться на удочку внушения. Следуя встроенной в каждого системой социальной солидарности. Как не поддаваться воздействию. Исследования показывают. Механизм конформизма может разрушить сам себя. Например, если свое несогласие проявит открыто хотя бы один человек, то с большой вероятностью из-за эффекта социальной солидарности (конформизма) за ним последуют и другие.

Заключение

В заключении хочу отметить, что очень важно анализировать аргументы и выражать свое несогласие. Противостоять концепциям сомнительного характера. Можно обратить конформизм в свою пользу. Зная, что, высказывая мнение отличное от других, другие могут последовать за тобой. Всем добра!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

18 + тринадцать =