Молекула зависимости

Молекула зависимости

Ментальный экзоскелет

Как сделать так, чтобы человек не просто сделал что-то. А сделал это, думая о решении СДЕЛАТЬ, как о своем собственном. Мастерство манипуляций в настоящее время очень востребовано. Вы будете в шоке если поймете, что 90 % да какие там 90 % все 99,99% ваших решений и выборов, на самом деле не ваши и вашими никогда не были.

Так и живем, как бычки которых ведут за кольцо в носу. И все бы ничего, да вот только ведут то нас не в райские кущи, а в самый настоящий загон.

Кукла, подвешенная за ниточки? Пффф, эта метафора устарела. Теперь мы имеем дело с супермощным ЭКЗОСКЕЛЕТОМ, который усиливает наши движение и делает нас сильно замотивированными. Но есть проблемка, управляется он не нами…

Архитектор желаний

Методология одурачивания мозга человека серьезная наука, которая способна дать поистине настоящую власть. И название уже придумано. Нейромаркетинг — прикладная дисциплина, использующая данные о физиологии мозга для нужд рынка. Создается так называемая манипуляторная среда. Необходимо отметить, что новые разработки по сбору данных (технология big data) стали хорошим подспорьем и дали ощутимый толчок в увеличении эффективности методов манипулирования массовым сознанием.

Разработана концепция, целой нейроархитектуры. Заключающейся в создании алгоритмов социальных сетей. Суть этих алгоритмов в составлении последовательных импульсов для создания в мозге цепи «дофаминовых петлей с быстрой обратной связью», которые, кстати подменяют собой здоровые и нормальные механизмы функционирования мотивации.

Эволюционная мотивация подвергается уничтожению, и подменяется иной искусственной мотивацией. Это позволяет управлять массами людей по щелчку мыши.

Дофаминовая петля

 «Дофаминовая петля» — некое состояние, когда мозг стимулирует себя на определенное действие, дающее в последствии эту же стимуляцию. Понимаете, какой это цикл? Железобетонная ловушка и титановый капкан в одном флаконе. Выбраться невозможно. Практически невозможно, но мы попробуем.

А начинается все с события, в котором мы совершаем действие, приводящее к выбросу дофамина, а это эликсир дающий сигнал удовольствия. Таким образом данное действие записывается как «правильное» и «нужное» и мы начинаем его постоянно повторять. Это очень серьезно, для сомневающихся делаю отсылку к знаменитому эксперименту нейробиолога Джеймса Олдса и психофизиолога Питера Милнера от 1954 года.

В общем и целом появляется возможность самостоятельного стимулирования центра удовольствия, все остальное буквально улетает в ИГНОР. Жизнь начинает схлопываться в точку с единственным занятием – «нажатием на рычаг» для получения новой порции удовольствия.

Архитектура дофаминовой петли

 «Архитектура дофаминовой петли» подразумевает наличие обратной связи, то есть данных для корректировки стимула. Например, вы — делаете массаж, и ваш подопечный сообщает вам где больно, где приятно, а где вообще щекотно. Вы, получая эту обратную связь или как говорят бабули «фидбек» теперь можете сделать идеально приятный массаж именно для этого человека, НАВСЕГДА подсадив его на вас как на наркотик.

Основное условие образования петли в системе обратной связи, которая должна замыкаться сама на себя, по принципу: «Ситуация [А]; действие [Б] — Получаем [С] — стимуляция дофамина. Ситуация становиться [А] больше не нужна; а значит, чтобы получить [С], необходимо только действие [Б] – и получаем удовольствие [C] Петля активирована. Круг замкнулся. Прошу прощения у всех авторитетов в математике, формула не шедевр, но для понимания работы петли обратной связи вполне достаточна. Человек делает и получает удовольствие, которое его стимулирует делать это еще раз и так по кругу, я бы сказал по ПЕТЛЕ.

Вот еще один «например», в компьютерной игре: ваши действия приводят к результату в нарисованной цифровой реальности, и какая думаете реакция на этот результат? Далее игра требует новое действие. Так человек втягивается в цепочку «компульсивных», то есть навязчивых действий. Вырваться из которых практически невозможно. Игры устроены таким образом, что момент прерывания кажется неподходящим так как лишает удовольствия от непрерывных достижений, цикл должен быть завершен — но при условии хождения по кругу он не имеет конечной точки.

Генератор желания «система поощрения»

Действия и поощрения как источник дофаминовой обратной связи, замыкаются в змею, которая кушает свой хвост, постоянно увеличивая ожидание нового приятного «фидбека». Если в поле внимания появилась награда, вырабатывается дофамин, специальное вещество, заставляющее сфокусироваться на действии, чтобы эту награду получить.

Такая «система поощрения мозга», не просто влияет на поступки, она тотально определяет суть всего поведения человека. Маркетологи сразу взяли на вооружение совершенно нормальную и здоровую реакцию нашего организма и занялись дофаминовой инженерией.

Эликсир мотивации

Дофамин — краеугольный камень системы поощрения человека, да и всех животных. Эликсир улучшения настроения, чувства «хотеть» и как следствие, сильного повышения мотивации. Эта система задумана природой для выживания и заставляет совершать полезные для выживания действия: вкусно и сытно кушать, побеждать, заниматься сексом.

Удовольствие со знаком минус

Некоторые люди называют дофамин «молекулой удовольствия». Однако, что –то подсказывает нам, не все так просто и однозначно. Может это молекула зависимости?

Ощущение чего — то приятного (светлая сторона) имеет верного спутника в виде тревоги, что это приятное исчезнет. И эта тревога (темная сторона) наводит нас как исследователей окружающего мира на мысль, что дело не в удовольствии. Так как оно постепенно подменяется ТРЕВОГОЙ и в последствии от удовольствия не остается и следа. Радостные мгновения превращаются в отчаяние.

Поэтому «нравится» не следует моментально превращать в «хочу и буду». Так как потом идет «а вдруг?». Такая цепочка переживаний ведет к трансформации предвкушения в страх потери.

Предвкушай осознано

Еще с 2001 года известно и установлено Брайаном Кнутсоном, что дофамин отвечает именно за предвкушение удовольствия. Система поощрения эволюционных выборов, способствующих только выживанию и размножению. Дофамин использует тягу к удовольствию и заставляет человека совершить определенные действия. На этом механизме зиждется постоянный поиск удовольствий. Как основной стержень общества потребления.

Ловушки удовольствий

Обратимся к метафорам и опишем основных приспешников удовольствий, которые то и дело будут заходить к вам на огонек что бы простимулировать вас испить порцию «приятного» за плату. В качестве оплаты их интересует только  два ресурса – ваше время и энергия.

⨷ Одобритель

Накормит вас обильными порциями социального одобрения, каждый факт одобрения окружающими вызывает нехилый дофаминовой выброс, такой приятный, но непродолжительный. Одобритель коварен, постепенно и маленькими впрысками, усиливая желание получить одобрение, он посадит вас на мнение окружающих о вашей персоне как на трубку жизнеобеспечения.

⨷ Обжиратель

Это совсем другое существо, он имеет грузный вид использует в качестве основного средства чисто еду. В основном сладкую и углеводистую. Не гнушается сахаром, разбавленным в воде в виде газировки или сока. Главный результат его воздействия на человека —синдром дефицита внимания, постоянная утомляемость и перепады настроения. В долгосрочной перспективе нарушения метаболизма. Не редко в ход идет основное средство, аромат. Запахи сильно будоражат нашу систему поощрения в различных ситуациях и существенно влияют на неосознаваемый выбор. Необходимо отметить орудием «Аромат» пользуются все приспешники.

⨷ Нахалявудатель

Как правило работает на пару с обжирателем. Главный постулат этого приспешника «На халяву и уксус сладок». Он будет показывать вам предложения заполучить что ни будь БЕСПЛАТНО, заставляя заглотить дофаминовой крючок и желание получать это снова и снова.

⨷ Развлекатель

Посмотреть сериальчик, расслабиться, футбольный матч по телеку, может какое шоу, ржаки, поиграть в игру с компьютером и так далее. Количество стимулов этого приспешника бесконечно. У него самый разнообразный инструментарий. Он оказывает сильное воздействие на систему поощрения. Здесь надо написать «Исследования показывают», но я не буду. Так как нет у меня исследований. Этого приспешника вообще никто не исследовал.

Тем не менее РАЗВЛЕКАТЕЛЬ очень ласковый. Своим приятным шепотком усадит вас на диван и заставит рассматривать привлекательные картинки или видео, которые нескончаемым потоком транслируются в соцсетях. Этот приспешник способен разогнать вашу систему поощрения до красна. Состояние, при котором все время хочется скролить ленту.

Для него важно поддерживать постоянное присутствие любых визуальных зрелищ. Он заставит вас отдать всё свое время. Скрупулезно отслеживая направление ваших предпочтений составит досье с данными собранными из вашей активности в интернете. Именно так ваша воля будет подчинена желанию поглощать пустую, развлекательную информацию и делать это снова и снова.

⨷ Размножитель

Сфера работы этого приспешника как говорится «ниже пояса». Набившая оскомину обнаженка работает как часы. Размножитель это почти развлекатель, только специализирующийся на «по шалить». Ассоциации на тему секса, образы обольстительных прелестей, стимулирующих сексуальное желание (у каждого свои), вызывают такой дофаминовой зуд! Который сродни раскаленной сковородке. Заставляя вас идти, а может даже и бежать за вожделенным поощрением. И бежать вы скорее всего будете по самому короткому пути с наименьшим сопротивлением. Формируя компульсивную потребность мастурбировать за просмотром картинок или роликов, любезно предоставленных развлекателем.

⨷ Игратель

Этот приспешник будет вовлекать вас в интереснейшую деятельность со структурной сеткой достижений и намеком встать над всеми. Взять приз, бонус или иной выигрыш. Работая в паре с НАХАЛЯВУДАТЕЛЕМ он высосет из вас силы по максимуму. Втягивая вас в различные системы лояльности с дофаминовым фидбеком. Они стимулируют людей совершать те или иные действия в определенное время с помощью бонусов, скидок, и прочих призов.

⨷ Потерятель

Завершает список приспешников, особый персонаж. Он действует не через с ажиотаж с приподнятым настроением. Его специализация тревожность, а следовательно, основное оружие уже не дофамин, а адреналин и норадреналин. Шлем страха утраты, который будет одет вам на голову, заставить вас бояться потерять что-либо. А желание сохранить и накопить превратиться в центральную идею вашего мировоззрения. Только бы «не опоздать», а то «не хватит». Так человек начинает жить просто для того, чтобы избавиться от чувства тревоги как переживания мнимого дефицита.

Данные приспешники не более чем метафоры, показывающие техники стимуляции секреции дофамина, «взламывающие» систему вознаграждения человека. Заставляя её работать на дядю.

Эволюционный аспект поощрения

В заключении. Эволюция процесс не быстрый. Требуется время (тысячелетия) на изменения: поэтому наша система поощрений не в курсе, про технический прогресс, а значит рискует стать жертвой. Как наивный обыватель, который реагирует также, как реагировал ранее, без учета изменений среды.

Задачи системы поощрений — пресловутые выжить и размножиться. Это механизм так называемой лимбической системы, или эмоционального интеллекта. Древняя структура реагирующая на стимулы намного быстрее, чем мы способны их осознать.

И вот появился инструментарий, активирующий эти реакции, в обход сознания. Понимания НЕТ, и не может быть, а реакция есть. Базовые эмоции берут управление, заставляя цель вести себя так, как нужно.

Раскаленный до красна визуальными стимулами, запахами и халявой, мозг действует как совершенная машина, добывая вознаграждения, которые умело расставили в нужных местах. Заставляя нас гнаться за тем, «чего мы НЕ хотим и получать то, что нам НЕ нужно», постоянно само подпитывая тягу к награде.

© Блог Игоря Ураева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемнадцать + двенадцать =