Концепт обучения

Концепт обучения

Напиться из брандспойта

Момент, когда интернет стал без лимитным, относительно дешёвым и доступным почти каждому. И главное быстрым. А ведь я еще помню времена, когда было все наоборот. Тогда это казалось так неудобно. Вот словно в кандалах.

В те времена сформировалось представление о преимуществах совершенствования телекоммуникаций. И соответственно человечество эти телекоммуникации начало активно совершенствовать. И как результат, информационные каналы стали настолько быстрыми и мощными, что если использовать их на всю катушку, то это будет подобно попытке напиться из брандспойта.

Возникает иллюзия, повышенных возможностей учиться, познавать мир, впитывать информацию беззаботно купаясь в цифровом океане данных.  Имея при этом отличные результаты в виде укрепления своих компетенций и интеллекта. Так сказать, нагрузки полезные для развития мозга.

ОДНАКО, все не так радужно. Реальность устроена по законам, которые сильно ограничивают даже самые смелые мечты. Зачастую, поглощая огромный объём информации, можно почти ничего не усвоить. Получить дисбаланс и не чем не объяснимый стопор восприятия, когда ничего не хочется изучать вообще. Такое состояние определено в теории когнитивной нагрузки — которая как раз и объясняет почему можно надорваться большими объёмами изучаемого материала. И желая пользы, получить лишь вред.

Уровни памяти

В 1988 Джон Свеллер (Австралийский педагог-психолог) сформулировал факторы продуктивности, без учета которых, вы не сможете эффективно усваивать информацию, поскольку постоянно будете перенапрягать свой мозг. Это обусловлено особенностью процесса интеграции информации в вашу точку сборки.

В научной среде существует модель, согласно которой человеческий мозг постоянно обрабатывает, интегрируя в свою базу данных на хранение всю поступающую информацию из вне. В соответствии с этой моделью наша память имеет двухступенчатую структуру.

Обратимся к метафоре представим рабочий стол, например, бухгалтера. Нас интересуют столешница (поверхность стола) и выдвижные ящики (тумба под столом). И так

  • Первая ступень. Рабочая память. Или оперативная. (Поверхность стола) Некая система, в которую поступают новые данные. Именно эта ступень памяти работает при размышлении, рассуждении, анализе. В нашей метафоре, принесли бухгалтеру документ, она его положила на стол. Для обработки и изучения. Естественно на короткий промежуток времени. Иными словами, поверхность стола, содержит информацию, находящуюся в работе. Но нельзя складывать документы в стопочки, каждый документ лежит отдельно текстом вверх. Сами понимаете при таком раскладе много документов разложить не получиться. Так как присутствует ограничение объёма. Емкость оперативной памяти согласно различным исследованиям, варьируется от трёх до пяти единиц единовременно.
  • Вторая ступень. Долговременная память. Эта система хранит все знания и идеи, которые интегрированы в нашу картину мира. В нашей метафоре это выдвижные ящики тумбы под столом. Существенная емкость, позволяет хранить уже гораздо больший   объём данных. Есть предположение, что в долговременной памяти данные систематизируются в виде строгой структуры. Мозг человека все стремиться разложить по полочкам, организуя информацию для её удобного использования.

Причем эти структуры имеют очень сложную организацию, включающую в себя подструктуры. Образуя многоуровневый массив данных. Сложные схемы состоят из более простых, которые состоят из более простых и так далее. До единиц информации. Естественно база наполняется постепенно. Процесс обучения последователен: сначала знакомство (познание), потом узнанное объединяется и интегрируется, по определенным критериям. И в итоге мы имеем глобальную картотеку своего жизненного опыта, готовую для использования.

Важный момент, формирование автоматизма. Который появляется при повторении. Таким образом можно развить навык, и использовать его с наименьшими сознательными усилиями, то есть минуя этапы «знакомства» и «систематизации». Информация уже познана и положена на нужную полочку. И многократно реализована на практике.

Становиться понятным, что обучение — это система организации и хранения знаний, для их последующего использования без нагрузки на рабочую (оперативную) память. 

Эффективность усваивания информации

Объём данных, удерживаемых одновременно в рабочей (оперативной) памяти — это то узкое место, которое ограничивает вас от всезнайства. Не будь ограничений поэтому объёму, и вы могли бы поглощать данные 24/7.

Тем не менее можно выделить следующие характеристики информации, позволяющие повысить эффективность обучения.

1. Сложность материала. Специфическое требование к свойству информации. От которого напрямую зависит степень нагрузки на обучаемого. Сложность изучаемого концепта, а также степень подготовленности (наличия уже изученных знаний в базе по данной теме) влияют на эффективность усваивания информации. Так, степень подготовленности определяет кто новичок, а кто эксперт. Соответственно, эксперту понадобиться меньше усилий на обучение чем новичку. Изменить сложность нельзя, но её можно нивелировать. Используя принципы «от простого к сложному» или «от элемента к системе». Изучение сложной системы лучше начать и изучения её отдельных элементов.

2. Метод представления информации. Степень её систематизации. Непосредственно содержание информации и организация этого содержания. Фактор, влияющий на процесс обучения, так как при наличии хорошей структуры мозгу не потребуется отвлекаться на её построение и сразу приступить к обучению.

Так можно нейтрализовать лишние умственные усилия, и употреблять информацию с наименьшими энерго-затратами. Представьте, книгу где все сноски отнесены в конец на последнюю страницу. И вторую книгу, где сноски располагаются не посредственно внизу каждой страницы. Вы читаете книгу с необходимостью постоянно листать в конец учебника в попытках посмотреть сноску либо смотрите пояснения сразу внизу страницы. В каком случае у вас будет тратиться значительно больше энергии на изучение книги?  

Не стоит перегружать мозг дополнительными внешними источниками. Такими как шум, болтовня, какие-либо стимулы, отвлекающие от непосредственного изучения.

Можно добавить компоненты, повышающие эффективность обработки информации. Построение определенных последовательностей действий, существенно упрощает усваивание информации. Специальный алгоритм, которому вы следуете при решении задачи по математике упрощает её решение в разы. Такая организация обеспечивает процесс обучения и быстрого запоминания.

Когнитивная перегрузка.

Ситуация, когда сложность изучаемого материала высока, а качество оставляет желать лучшего, плюс имеется наличие посторонних отвлекающих факторов может вызвать превышение возможностей рабочей памяти. Возникает когнитивная перегрузка.

Сопровождаемая неприятными эффектами. Падение продуктивности, увеличение количества ошибок. Мыслительный процесс встает на паузу, сорван стоп кран, человек теряет способность воспринимать и усваивать информацию. Временно конечно, но все-таки. Вселенская усталость на пустом месте. Вроде бревна не ворочал, сидел за компьютером, а уровень стресса зашкаливает. Как вы понимаете обучение в такой ситуации отсутствует.

Рекомендации оптимизации личного обучения.

Попробуем применить к изучению любого вопроса, написанное выше. Контекст обучения, присутствует и применяется во всех областях жизнедеятельности.   Ещё в 4 году до н. э. римский философ Луций Анней Сенека, сформулировал: «век живи — век учись тому, как следует жить».

1. Усиливаем фокусировку внимания на предмете изучения.  Ликвидация отвлекающих внимание факторов. Важна не только информация, но и способ его подачи. Чем такой фокусировки больше, тем выше эффективность. Знания усвоятся.

2. Держим фокусировку на предмете изучения. Если внимание ускользает и подобно солнечному зайчику перескакивает на другой объект, возвращаем его обратно и продолжаем грызть гранит науки.

3. Следим за отдыхом и восстановлением.  Это способствует интеграции материала. Дело в том, что потребление информации не работает параллельно с её усваиванием. По мнению всяких именитых ученых это процессы антагонисты. Кто знает, может это и не так.

Характеристики информации

Есть несколько требований непосредственно к существу изучаемого.

1. Разделяй и изучай. Сложность и запутанность не приемлема, вы учитесь, а не разгадываете загадки. Сложные для понимания сентенции не обходимо разбивать на более мелкие и простые и кушать по кусочку, только после тщательно пережевывания предыдущего.

2. Выключить изобретателя. Используйте уже придуманные схемы и уже на их основе стройте новые. Нет смысла создавать структуру с нулевого цикла, поверьте все уже придумано и разработано до вас.

3. Обобщай информацию одного типа, это упрощает сравнительный анализ, который существенно ускоряет процесс усваивания информации

4. Сокращайте количество целей. Хотеть много это не значит хорошо. В процессе изучения у вас появляются дополнительные «подцели». Это, в свою очередь, влияет на общую нейро — нагрузку рабочей памяти, так как заставляет держать в голове много переменных, и постоянно думать о них. Если исключить все пустые, невыполнимые цели и задачи. Просто вычеркнув их. Можно сконцентрировать больше внимание именно, на знаниях и навыках для решения выполнимых целей и задач. При этом прийти к решениям, без излишних трат энергии.

5. Не пренебрегайте примерами и метафорами

Изучение на примерах, метафорах и аналогиях с подробными описаниями сути, но в более понятной форме. Многократно увеличивает эффективность усвоения материала. Посмотреть, как можно больше примеров, и делать первые шаги по образцу.

Индивидуальность усвоения информации

Эффективность предлагаемых методик под вопросом. Все покажет практика и результат. Использование приёмов, указанных выше возможно даст положительные результаты при усваивании информации. Вопрос измерения когнитивной нагрузки, и количество информации оптимальное именно для вас строго индивидуален.  Все люди разные, следовательно, не стоит тотально опираться на любые рекомендации. Какую нагрузку способны выдержать именно вы, реально оценить возможно только вам. Соответственно, как-то определить допустимые пределы своей рабочей памяти, и оптимизировать свою работу с информацией — это личная ответственность каждого.

© Блог Игоря Ураева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

два × 1 =