Младенцы все понимают

Младенцы все понимают

Основная часть убеждений, в том числе формирующих восприятие и определяющих поведение, преимущественно получены из социальной среды, Их влияние отражено в реакциях человека. Люди в сообществе, приходят к единообразию реакций и поведения в целом.

Сильно развитый мозг человека нужен для социального взаимодействия. Для поиска пищи, партнера или для продолжения рода, нам хватило бы и гораздо меньших расчетных мощностей. Мозг младенца активно развивается именно из социальных взаимодействий с мамой и папой. Отношения родителей к малышу буквально лепят мозг новоиспеченного гражданина. Этот процесс активно протекает до трех лет. Именно в этом возрасте мозг младенца стремительно создает новые связи между нейронами, а эмоциональная связь с любящими родителями способствует этому нейрохимическому процессу, стимулируя развитие нервных клеток.

Мозг как модель социума

Желеобразная субстанция в черепной коробке есть совокупность миллиардов нейронов, связанных между собой, дендритами. Нейроны посылают сигналы, как бы общаясь друг с другом. Это общение происходит посредством электрических и химических импульсов. Которые проходят через синапсы. В общих чертах мозг похож на огромное государство с 80-ю миллиардами жителей, которые, постоянно разговаривают друг с другом. Удивительно, что мозг формируется социальной средой, сам при этом имеет структуру напоминающую социальную среду с нервными клетками вместо людей.

Интересный факт. Что произойдёт если фрагмент зрительной зоны коры головного мозга поместить в слуховую зону? Перенесённые клетки поменяют свою специализацию, они станут клетками слуховой зоны, образуют соответствующие связи с другими клетками этой области. То есть станут нейронами слуховой зоны коры головного мозга. Таким же образом поведут себя клетки слуховой зоны, перенесенные в зрительную область коры. Пересаженная область устанавливает связи с нужными нервными центрами исходя из специализации зоны в которой она находиться. А не с теми, с которыми соединилась бы, без пересадки.

Влияние среды

В нашем примере клетки зрительной области образуют связи и с другими клетками той области куда они помещены (в слуховую зону). Изменятся внутренние процессы взаимодействия нейронов. Теперь формирующиеся связи будут созданы с учетом области, в которую поместили соответствующие клетки. То есть основная функция клеток и их роль в «группе» себе подобных формируется набором характеристик клеток, расположенных рядом. С учетом всех уже существующих связей. Эта нейрофизиологическая система напоминает сообщество людей. Которое тоже подчинено биологическому принципу: «Систему определяет взаимодействие между элементами этой системы. Унаследованные внутренние признаки и внешние связи между собой, а также с элементами других систем.» И не важно, о чем речь, о нейронах коры головного мозга либо о людях, объединённых в общности.

 Следовательно, «содержание» каждого из нас приоритетно определяется взаимодействиями друг с другом. Человек подобно развивающейся нервной клетке способен воплотить разные варианты своего развития реализуя различные черты личности. То какими будут эти черты определяет окружающая среда.

Апоптоз и нейропластичность

И так нейроны общаются друг с другом подобно людям, однако есть ряд существенных особенностей, сигналы (импульсы) передаются почти мгновенно и могут быть не осознаваемы человеком. Процесс общения нейронов, является не прерывным. Если у нейрона нет связей и он остался один. То он погибнет. «Что используешь, то развивается. Что не используешь — отмирает.» Этот процесс называется апоптоз – гибель не задействованного нейрона.

И наоборот, диалог между нейронами образует плотные связи между ними. Из таких связей состоит структура мозга человека. Скорость формирования и прочность связи между нейронами напрямую зависит от частоты общения между ними. Так нервные клетки, связываясь вместе, определяют архитектуру нейронной сети головного мозга.

Возраст до 3-х лет

Но вернемся к младенцу. Многие мамочки стремятся поскорее вернуться к жизни, которая была до рождения. Подыскивают няню или садик с ясельной группой. И оставляют свое чадо с чужими по сути людьми. Сохраниться ли в такой ситуации эмоциональная связь с любящей мамой? Нет. Сможет ли дать эту связь ребенку чужая женщина? Нет.

Эмоциональная связь с мамой приводит к развитию мозга малыша, а если убрать этот стимул, то развитие замедлится. Что приведет к уменьшению роста дендритов (усиков, передающих сигналы от нейрона к нейрону), и соответственно замедляется, выработка нейромедиаторов. Что приводит к одиночеству нейронов и их последующей гибели. Поэтому до наступления трехлетнего возраста, лучше не обрывать эмоциональную связь. Это полезно для развития малыша.

Про развитие это не пустые слова. Известно, что у детей, воспитываемых, например, в интернате, присутствуют особенности развития. Снижение внимания, познавательных функций и речи. Это естественным образом предопределяет, низкую способность к адаптации в обществе. Способность создавать и укреплять социальные отношения с людьми.

Таким образом любящий родитель сам того не подозревая стимулирует у ребенка развитие нервных клеток в частности и поддерживает развитие в целом.

Существует такое мнение, о младенцах. «Да что они понимают, вот как вырастут там и поговорим». Но это крайне ошибочная стратегия, так как потом будет поздно. Очень важны именно первые моменты общения с мамой. Это должно быть не простое формально-механическое взаимодействие.

А именно эмоциональное общение, которое несет положительный характер. Именно в этот момент мозг ребенка ориентируется на социальный тип отношений, быстро обучаясь показывать то, что он хочет. Приобретает навыки эффективных реакций. Что бы научиться привлекать внимание — это внимание должно присутствовать в отношениях.

На этом этапе ребенок обучается демонстрировать недовольство, если его сигналы неправильно поняты или вовсе игнорируются, — это своеобразная эмоциональная калибровка, которая происходит именно в младенческом возрасте и требует крайне серьезного отношения со стороны родителей. Младенец обучается считывать обратную связь, от мамы, по её мимике, чтобы понимать, что хочет мама.

Заключение

 В заключении необходимо отметить, что самые ранние взаимодействия ребенка с родителями развивают малыша формируя в нем состояние уверенности в помощи любящего человека, если она ему понадобиться, сама по себе такая уверенность делает его менее тревожным и поддерживает эмоциональный баланс. Ребенок учится понимать, как его воспринимают другие формируя ощущение себя.

©Периодические мысли

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девять − три =